Никогда бы не подумал, что вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи можно будет обсуждать всерьез, причем не со случайными прохожими, а с чиновниками различного уровня. Но, тем не менее, вопрос такой на повестке дня встал. Этот вопрос отнюдь не риторический и требует вдумчивого ответа.
Качество и уровень жизни населения в нашем городе определяется уровнем развития экономики города и ее эффективностью. А чем измеряется эффективность любой экономики: экономики страны, края, области или города? Ключевым показателем тут является производительность труда. Чем выше производительность труда, тем выше эффективность экономической системы, а значит и выше благосостояние населения. Например, производительность труда в Германии выше чем в России в 3 раза, отсюда и разница в уровне доходов. Производительность в России в расчете на одного занятого в час – $25, это в 2,5 раза меньше, чем в Германии, при этом работают россияне в 1,4 раза больше (1980 часов в год против 1371 у немцев).Если рассматривать экономику города, то нужно иметь ввиду, что эффективность ее работы есть производная от эффективности работы тех фирм, которые в ней функционируют. А для любой организации производительность труда определяется в основном качеством персонала, работающего на предприятии. Чем выше компетенции персонала, тем выше производительность труда при прочих равных условиях.
Теперь вернемся к транспортной доступности. Для чего она нужна в городе-миллионнике, таком как Краснодар? А для того, чтобы горожане могли добраться до места своей работы! Ведь иначе работник, проживающий в мкр Гидростроителей не поедет на работу в организацию, находящуюся в мкр Фестивальный или поселке Дивный. А это в свою очередь означает, что в таком печальном случае (в случае отсутствия транспортной доступности) фирмы будут вынуждены нанимать персонал в зоне доступности, а потенциальные работники искать работу только в той части города, куда они могут добраться без проблем за небольшой промежуток времени (или за дешево, если общественный транспорт становится очень дорогим).
И вот тут мы можем сделать главный вывод: наличие развитой сети общественного транспорта призвано повышать производительность труда в городе. Цель общественного транспорта – развитие городской экономики! Никак иначе.
При этом нужно четко уяснить, что как часть целого, сфера общественного транспорта может быть убыточна. Возьмем в пример обычное предприятие. В условиях капиталистического производства целью его работы выступает прибыль. Но эта прибыль всего предприятия, никто ведь не требует, чтобы, например, бухгалтерия генерировала прибыль или отдел кадров. Прибыль образуется от работы всего предприятия, а не отдельных его элементов. Так же и в сфере общественного транспорта в городе: не сам он должен прибыль приносить, а делать так, чтобы экономика города эффективно работала, чтобы повышалась производительность труда на предприятиях.
Наша же власть поступает парадоксальным образом: она требует от транспортных предприятий прибыли. МУП КТТУ тому живой пример. А когда такой прибыли нет, начинаются крики про «нерезиновый бюджет», сокращение персонала или вовсе продажа предприятий.
Для примера рекомендую ознакомиться со статьей вышедшей на сайте ИА «КраснодарМедиа» под названием «Кубанские депутаты-коммунисты призвали не продавать «достояние народа», но их не услышали». Там рассказывается о том, что Коммунистам фракции КПРФ в Законодательном собрании Кубани в ходе заключительной сессии пятого созыва не удалось отстоять краевое и муниципальное имущество, которое власти региона включили в программу приватизации и намерены пустить с молотка. Депутаты от КПРФ выразили категорическое несогласие выставлять на продажу то, что приобретено за бюджетное деньги. В частности, речь шла о об автотранспортных предприятиях Славянского, Темрюкского и Тимашевского районов.
Почему продают эти предприятия? Да потому что они не генерируют доходов в бюджет. А что с ними будет после продажи? Да никто не знает на самом деле. Может вообще исчезнут с карты. Помните авиакомпанию «Кубань»? С 1938 года работало предприятие, пережило войну. А вот приватизацию не пережило. Да, мы сейчас говорим про муниципальный транспорт, но пример с авиакомпанией уж больно показателен с точки зрения того, что случается с транспортными предприятиями после приватизации.
Что в итоге? Накопив большие долги МУП КТТУ находится в очень тяжелом положении. На встрече с коллективом мэр Краснодара Е. Первышов заявил, что администрация Краснодара будет спасть предприятие. Однако 50 человек уже уволили, проводится сокращение маршрутов. Власть делает все, чтобы сократить убытки.
И вот с этим мы, члены КПРФ, не согласны. Надо не выжимать из КТТУ все «соки», не добиваться его безубыточности, а наоборот – снижать цены и повышать доступность транспорта, качество его услуг. Бюджет города должен на себя взять обеспечение расходов на общественный транспорт.
Может возникнуть вопрос: «откуда деньги брать», ведь местный бюджет и так нищий. А еще расходы на школы, детские сады, благоустройство. Так надо пополнять бюджет! Возрождать промышленность, изменять налоговые пропорции. Ну куда это годится, если в городе остается только около 13 процентов собираемых здесь же налогов?
Нужно развивать налоговую базу, привлекать инвестиции. Тогда и расходы на общественный транспорт не будут тяготить бюджет, горожане получат возможность комфортного перемещения, а экономика города будет работать эффективно.