На очередной сессии Законодательного Собрания Краснодарского края 19 ноября в первом чтении был рассмотрен проект закона о краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов. Депутаты фракции КПРФ проголосовали «против» принятия закона. Наша позиция заключается в следующем.
Разработанный и представленный администрацией края проект бюджета, безусловно, отражает нынешнюю ситуацию в экономике, – ситуацию тяжелую, критическую. Но она является такой не только из-за западных санкций или падения цен на нефть, но и по внутренним причинам. Ряд лет на самом «верху» не было необходимого внимания к развитию отечественной промышленности и сельского хозяйства. Свою отрицательную лепту внесла и политика приватизации, раздробление ряда единых государственных систем – таких, как энергетика и транспорт. Финансовый расклад сложился не в пользу регионов, почти все они сегодня – в долгах, и повсеместно происходит сокращение расходов на здравоохранение, на обеспечение его бесплатности и доступности…
В краевом бюджете к 2015 году, по сути, нет роста собственных доходов: сейчас они составляют 152 млрд. рублей, а на 2015 год заложено 158 млрд., то есть прирост составляет всего 5 процентов. Но это меньше индекса инфляции. А если учесть и ситуацию с курсом рубля?..
В структуре доходов краевого бюджета уменьшается доля поступлений от налога на прибыль. По нашему мнению, это может означать две вещи: во-первых, уход производителей от налогов, и, во-вторых, – фактическое сокращение производственной, а значит, налоговой базы.
В то же время в доходной части бюджета растут доли от налога на доходы физических лиц и от налога на имущество организаций. Когда экономика тормозит, такое замещение означает, что все больше раскручивается инфляционная спираль.
Сокращаются инвестиции в реальное производство, и – в конечном счете – снижается уровень жизни населения.
Особую тревогу вызывает трехлетний бюджет сельского хозяйства. Оно является фундаментом социально-экономического благополучия в нашем крае. Но вот государственная программа «Развитие сельского хозяйства». В 2015-м в сравнении с текущим годом она сжимается в 2,5 раза – от 7,4 до 2,7 млрд.
Все три предстоящих года сумма бюджетного финансирования, согласно проекту закона, не изменяется. При этом на подпрограмму по мелиорации в 2015 году направляется 67 миллионов, а в текущем году – в два с лишним раза больше – 157. Подпрограмма «Животноводство» – 158 миллионов, а в текущем году – более 1,5 млрд. Но ведь плодородная сила кубанских черноземов не бесконечна, а поголовье КРС и коров и без того ежегодно уменьшается.
Депутаты-коммунисты считают, что снижение уровня финансовой поддержки АПК, включая малые формы хозяйствования, неизбежно приведет к дальнейшему сокращению доходной базы бюджета. А еще есть задача «импортозамещения» и продовольственной безопасности. Поэтому вывод очевиден: ни в коем случае нельзя допустить сокращения бюджетных средств для аграрного сектора экономики.
Далее. Является ли бюджет социально ориентированным? Да, мы видим высокие проценты расходов, запланированных в социо-культурной сфере. Но эти проценты не компенсируют роста тарифов и – соответственно – расходов населения на коммунальные и медицинские услуги.
«Оптимизация» сети медицинских учреждений, особенно в отношении сельских участковых больниц, – большая острая проблема. На практике она периодически оборачивается ликвидацией больниц как таковых. Но есть еще и рост объема платных услуг – их нередко вводят на той же, государственной и муниципальной базе, что очень волнует наших граждан. В селах и городах растет социальное напряжение…
Расходы бюджета по государственной программе «Развитие здравоохранения», по цифрам, выглядят постоянными: 2013 год – 40 млрд., 2014 – 40,6 млрд., 2015 год – 40 млрд., 2016-2017 – по 40. Следовательно, в реальности, с учетом одних лишь инфляционных процессов, здесь произойдет сокращение финансового ресурса…
О некоторых других государственных программах, заложенных в проекте бюджета:
- «Развитие инфраструктуры муниципальных образований». Она касается объектов тепло- и энергоснабжения, их ремонта и реконструкции. Но законопроект отводит для этих задач всего по 40 млн. рублей. Конечно, этого мало!..
- «Газификация». На 2015 год планируется всего 40 млн. рублей. А в текущем году – 175 млн. Этого тоже недостаточно, но все-таки...
- В рамках государственной программы «Развитие культуры», которая в целом по объему финансирования стоит на месте, есть социально-значимая подпрограмма "Сельские клубы". Она касается ремонта и реконструкции, модернизации и оснащения домов культуры в сельской местности. Сегодня это, наряду со школами, главные центры жизни для многих населенных пунктов. Всего в крае их больше тысячи, и, как минимум, треть этих учреждений нуждается в поддержке. Но проект бюджета содержит всего 12 млн. рублей. Даже в текущем году выделено 37 миллионов. При этом нужно иметь в виду, что сегодня готовую проектно-сметную документацию имеют многие муниципалитеты. И, следовательно, в бюджете должно быть заложено не менее 150-200 миллионов рублей…
Фракция КПРФ не только критикует, но и планирует, как и в прошлом году, внести свои поправки – по доходной части бюджета и по финансированию государственных программ. Однако, к сожалению, это не изменит основных тенденций и общих параметров.