Член ЦК КПРФ, секретарь краевого Комитета партии, руководитель фракции коммунистов в Думе г. Краснодара Александр Сафронов провел собственное исследование по актуальному экономическому вопросу – насколько доходным для государства является использование государственного имущества.
В прошедшем году Государственной Думой России был принят закон о федеральном бюджете на 2023 год. Сколько получает доходов от своего имущества Российская Федерация, и какова доля такого дохода в общем объеме бюджета страны, мы и предлагаем разобраться.
К сожалению, в России за последние двадцать лет зависимость экономики страны от нефтегазового сектора осталась высокой. Так, в бюджете планируется, что 34,2% от общего объема доходов – нефтегазовые. Но это планы на 2023 год, а по оценке финансовых результатов 2022 года, доля нефтегазовых доходов составила 42,1%.
Так происходит по причине изначально заниженной в бюджете рыночной цены на ресурсы, а по итогам года, как правило, цена оказывается выше прогнозируемой, и, соответственно, доля дохода от нефтегазового сектора также растет. Таким образом, можно ожидать, что по итогам 2023 года доля нефтегазовых доходов в бюджете также будет значительно больше планируемых 34,2%.
Российская экономика является одним из мировых лидеров по доли госсектора в ВВП. Тут нет точных оценок: по данным ФАС от 2018 года доля госсектора в ВВП составляла «более 50%», а, по данным Счетной палаты, за 2019 год этот показатель составлял 53,1%. Более свежих официальных данных в стране нет.
Российская Федерация имеет в собственности достаточно большие пакеты акций крупных компаний. Всего же по состоянию на 16 июля 2021 года государство владело долями в 752 акционерных обществах и 496 ФГУП.
На графиках видно, как растет индекс госсобственности. И действительно, в число принадлежащих нашему государству предприятий входит много крупных и весьма прибыльных структур. Например, Россия владеет свыше 60% акций группы «ВТБ», 50% + 1 акция ПАО «Сбербанк» также принадлежит Правительству. Государству принадлежит контрольный пакет акций АО «Газпром», то есть больше 50%. РФ также обладает крупными пакетами акций ряда сырьевых компаний, например, владеет 33% акций крупнейшей алмазодобывающей компании «Алроса».
Стоимость акций, принадлежащих государству, весьма высока. Несмотря на то, что их цена сильно зависит от состояния биржевого рынка, примерные цифры стоимости таковы. Пакет в Сбербанке – 3,377 триллионов рублей, в ВТБ – 2,82 трлн., в «Алросе» – около 630 миллиардов рублей, в «Совкомфлоте» – порядка 328 миллиардов, в «Аэрофлоте» – примерно 93,3 млрд. рублей.
И это только рыночные оценки. В реальности эти компании стоят гораздо дороже, так как многие из них недооценены. Например, капитализация того же Газпрома явно не соответствует его важности для отечественной и ряда иностранных экономик.
Но что же Россия получает от своей собственности? Какой доход приносит это имущество в бюджет? Парадоксально, но в самом бюджете ответа на этот вопрос не найти. Уже несколько лет в бюджете нет специальной строки, которая бы отражала прогнозный доход от принадлежащей государству собственности, хотя ранее такая строка там присутствовала.
Однако, попытаться найти эти данные можно. Если зайти на сайт Государственной Думы и воспользоваться сервисом поиска законопроектов, то можно найти в архиве принятый законопроект «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (см. скриншот страницы думского сайта).
К нему прилагается дополнительно 592 документа, в том числе Пояснительная записка. Она весьма подробно описывает различные бюджетные параметры и содержит 717 страниц. Здесь есть данные о доходах бюджета страны от использования имущества (см. Таблицу).
Таблица (в миллиардах рублей) показывает, что доходы от всех акций государства в самых прибыльных компаниях: «ВТБ», «Газпром», «Алроса», «Аэрофлот» и прочих составляют 544,1 млрд. рублей. Доходы от Сбербанка сюда входят также, это специально подчеркивается в документе.
Для получения объективных данных о доходе бюджета именно от имущества государства надо от общей суммы нужно отнять проценты на остатки бюджетных средств, проценты по госкредитам, проценты от предоставленных регионам бюджетных кредитов.
В итоге чистый бюджетный доход от принадлежащей стране собственности, по прогнозу, составит в 2023 году 637,1 миллиарда рублей. Это 2,43% от совокупных доходов бюджета; то есть сумма в масштабе всего бюджета не значительна. Можно сделать вывод: от того, что государство владеет огромной собственностью на триллионы рублей, население практически ничего не получает…
При этом сами госкорпорации деньги зарабатывают, вот только государству от этого перепадает немного. Доходы госкорпораций идут на многомиллионные зарплаты их руководства, на его шикарное социальное обеспечение, на содержание непрофильных активов.
На одном только «Газпроме» «висит» футбольный клуб «Зенит», а вдобавок корпорация содержит «Газпром-Медиа», куда включены телеканалы НТВ, ТВ-3, ТНТ, Пятница и другие медиаактивы, в том числе печатные издания.
По поводу решения проблемы есть две полярные точки зрения. Первую представляет, например, бывший руководитель Счетной палаты России Алексей Кудрин. Согласно этому подходу, государственная собственность априори неэффективна и государство от собственности должно избавиться, то есть продать все принадлежащие ему предприятия и пакеты акций.
Другая точка зрения заключается в том, что эффективность управления почти не зависит от формы собственности. Главное – это ответственность руководителей за результаты своего труда.
В России руководители госкорпораций годами находятся на своих должностях, и при этом реальной ответственности за эффективность работы вверенных им предприятий они зачастую не несут вовсе. Следовательно, не стоит «приватизировать все подряд», а нужно повысить контроль за менеджментом госкорпораций и вменять им реальную ответственность за результаты деятельности.
Только в рамках установления реальной ответственности топ-менеджеров госкорпораций можно повысить эффективность использования государственной собственности. В противном случае доходы от собственности и дальше будут получать, главным образом, управленцы госкорпораций и крупные чиновники, а граждане России, которые и являются в конечном итоге коллективными собственниками государственного имущества, будут лишены возможности доступа к этим средствам…
Согласно принятому госбюджету, общая доходная часть составляет 26130,3 миллиарда рублей при расходной части 29055,6 миллиарда. Это означает, что дефицит в три триллиона рублей будет покрываться из средств Фонда национального благосостояния. При этом недофинансирование бюджета означает снижение расходов на медицину, культуру, социальное обслуживание по отношению к уровню потенциально возможного финансирования этих отраслей. Вот почему для государства и общества так важна тема доходности собственности, принадлежащей стране.