В ближайшие дни в Законодательном Собрании Краснодарского края будет в первом чтении рассмотрен проект Закона «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
Изучив законопроект, депутаты фракции КПРФ сформулировали ряд замечаний и предложений. Соответствующее письмо председателю краевого парламента Ю.А. Бурлачко направил руководитель фракции КПРФ, второй секретарь крайкома партии П.В. Соколенко. Приводим основное содержание данного документа.
— Доходная часть бюджета, согласно проекту и дополнительному письму губернатора, составит 380,5 млрд. рублей, что выше ожидаемых показателей 2022 года на 17,8 млрд. рублей (рост на 4,9 %).
Эта часть бюджета формируется из налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В представленном проекте Закона на 2023 год рост по статье «Налоговые и неналоговые доходы» закладывается в объеме 21,2 млрд. рублей (7,4 %). Прогнозные поступления по данной статье доходов составят в 2023 году 306,6 млрд. рублей.
Конечно, рост доходов по этой строке – положительный факт. Тем не менее, по официальным данным, инфляция на конец октября 2022 года составила 12,4 процента, и, таким образом, в проекте краевого бюджета на следующий год увеличение доходов закладывается ниже годового уровня инфляции, а в реальности фактическая инфляция и рост цен по итогам 2022 года будут ещё выше.
В связи с этим предлагаем по строке «Налоговые и неналоговые доходы» заложить следующие показатели: на 2023 год – 321,2 млрд. рублей; на 2024 год – 343,6 млрд. рублей; на 2025 год – 360,8 млрд. рублей.
Краевое министерство финансов должно еще раз проанализировать прогнозные показатели социально-экономического развития края на среднесрочную перспективу и принять ряд мер по их пересмотру в сторону увеличения.
Далее. По налоговым и неналоговым доходам на 2023 год в проекте планируется снижение темпов роста по некоторым видам доходов в сравнении с 2022 годом.
Так, доходы от акцизов по итогам 2022 года ожидаются с ростом в 15,8 процентов, а на 2023 год – меньше – в размере 3,1 процента. Налог на имущество организаций, один из главных доходов, по итогам 2022 года ожидается с ростом в 3,2 процента, а на 2023 год рост – меньше – в размере 0,5 процента. По семи статьям доходов: «Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации», «Доходы от размещения средств бюджетов», «Плата за негативное воздействие на окружающую среду», «Плата за использование лесов», «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства», «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов», «Административные платежи и сборы» в проекте Закона также заложено снижение темпов.
Наша фракция отмечает, что разработчики бюджета учли критические замечания прошлых лет и улучшили многие проектные показатели по доходной части бюджета на 2023 год. В частности, с учетом письма губернатора, на 2023 год по статье «Налог на прибыль организаций» закладывается рост в 12,5 процентов, «Налог на доходы физических лиц» – 12,7 процента и по статье «Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения» – в размере 9,2 процента. Все три указанные статьи доходов составляют 66 процентов от общего объема налоговых и неналоговых доходов края.
Учитывая текущий уровень инфляции (12,4 процента), такой рост ключевых доходов недостаточен. У края есть перспективы роста, поэтому предлагаем по данным статьям увеличить доходы, предусмотрев на 2023 год следующие цифры:
— Налог на прибыль организаций – 96,4 млрд. рублей;
— Налог на доходы физических лиц – 96,3 млрд. рублей;
— Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 30,7 млрд. рублей.
По строке «Безвозмездные поступления» также запланировано снижение на 2023 год по сравнению с 2022 годом – на 18,6 млрд. рублей (минус 20%), на 2024 и 2025 годы соответственно минус 17,7% и минус 36,1%. Если объем безвозмездных поступлений из федерального бюджета будет уточнен чуть позже, к началу 2023 года, то вызывает вопрос уменьшение количества видов субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, по которым край планирует получать средства из федерального бюджета.
Что касается расходов краевого бюджета, то в проекте Закона они составят 436,9 млрд. рублей, что на 27,6 млрд. рублей больше плановых расходов 2022 года. Однако этот увеличение идет в основном по двум разделам: «Резервный фонд губернатора» и «Жилищно-коммунальное хозяйство».
И в то же время по 16 государственным программам из 26 запланировано снижение, что недопустимо при росте доходов.
Фракция КПРФ предлагает устранить данный факт и, кроме того, рассмотреть следующие конкретные предложения по расходной части бюджета на 2023 год.
Первое. На обеспечение государственных гарантий реализации прав жителей края на получение общедоступного и бесплатного общего образования на 2023 год предусмотрено 28,9 млрд. рублей. Указом Президента РФ установлено, что зарплата педагога должна быть не ниже средней заработной платы по региону, которая сегодня составляет 37,7 тысяч рублей. Достижение показателей Указа в крае сейчас реализуется исключительно путем увеличения нагрузки на учителя: например, в Краснодаре педагоги берут на себя нагрузку в 1,7 раза больше, чем положено. Такая ситуация имеет место по всему краю. Наша фракция предлагает увеличить затраты на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение гарантий реализации прав жителей края на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, дополнительно направив на эти цели 14,4 млрд. рублей.
Второе. Численность школьников из года в год растет: так, на 1 сентября 2022 года в школах края учится более 730 тысяч человек.
Несмотря на строительство школ, растет доля обучающихся во вторую и даже в третью смену. Темпы прироста численности учеников в 2-3 раза опережают темпы ввода новых мест в школах. Чтобы перейти на односменный режим к 2030 году, необходимо, начиная с 2023 года, вводить минимум 46 тысяч мест ежегодно, то есть строить по 30 школ мощностью 1550 мест каждая. Для этих целей предлагаем предусмотреть общее финансирование, начиная с 2023 года, в размере 36 млрд. рублей.
Третье. Муниципальному бюджетному учреждению г. Краснодара – базе отдыха «Дубрава» для увеличения количества детей и молодёжи, принимающих участие в тематических сменах и форумах, обеспечения их полноценного досуга и отдыха на территории базы необходимо возвести два модульных строения, которые будут использоваться для проживания участников смен и форумов. На приобретение данных модулей, с учетом устройства системы вентиляции, освещения, пожарной системы, необходимо дополнительное финансирование в размере 14,2 млн. рублей.
Четвертое. Краснодарский «Центр молодёжной политики», чтобы получить федеральную субсидию на капитальный ремонт здания, принял участие во Всероссийском конкурсе программ комплексного развития молодёжной политики «Регион для молодых». Согласно поданной заявке, ремонт включал в себя следующие работы: подготовительные, отделочные, ремонт фасада, замена электрики, замена вентиляции, замена отопления, замена пожарной сигнализации и установка видеонаблюдения. Заявка признана победителем в конкурсе, но в меньшем объеме от заявленного: на капитальный ремонт здания будет выделено только 56,0 млн. рублей. В связи с этим Центру необходимо выделить дополнительные средства – на замену пожарной сигнализации, замену систем вентиляции и отопления в размере 21,0 млн. рублей.
Пятое. Для приобретения модульных зданий с целью размещения базы для водных видов спорта, развития физической культуры и создания материально-технического обеспечения краснодарской спортивной школе № 4 необходимо финансирование из краевого бюджета на 2023 год в размере 52,5 млн. рублей.
Шестое. Чтобы разместить физкультурно-оздоровительный комплекс в Краснодаре по адресу: ул. Первомайская, 39, было принято решение о проектировании, получено положительное экспертное заключение. Проектом предусмотрено строительство комплекса (мини-футбол/гандбол, баскетбол, зал для борьбы, открытая спортивная площадка для размещения уличных тренажёров). Стоимость строительства составит 183,3 млн. рублей.
Седьмое. В рамках участия в общероссийском проекте «Пять шагов для городов» в Краснодаре с целью реализации проекта по ул. Обрывной, 139 запланировано «Обустройство специализированной трассы ВМХ». Для финансирования второго этапа проекта необходимо предусмотреть 23,3 млн. рублей.
Восьмое. Для строительства футбольного поля в Карасунском округе Краснодара по адресу: ул. Андреевская, 16 необходимо дополнительное финансирование. После получения проектной документации, ориентировочная стоимость объекта составит 40,0 млн. рублей.
В заключении письма содержится просьба учесть данные предложения при рассмотрении проекта Закона «О краевом бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» в первом и втором чтении законопроекта.