В Краснодарском крае в «Единый день голосования» 9-10 сентября в ряде городов и районов завершились местные выборы.
Вся кампания проходила в сложных условиях. Россия проводит специальную военную операцию, на что направлены большие ресурсы и внимание общества, и вопрос о местных выборах у кубанских избирателей не относится к числу приоритетных. Кроме того, основная часть кампании очередной раз пришлась на лето. Но в нашем крае это – пора уборки урожая и интенсивного курортного сезона, что также не способствует ни вниманию избирателей, ни возможностям агитации. Единый день голосования, по нашему убеждению, должен проводиться либо ранней весной, либо в середине осени.
В целом главный вывод из прошедшей кампании таков. Избирательная система близка к окончательной деградации, что вызывает особую тревогу в связи с предстоящими выборами Президента России. Нужен безотлагательный комплексный ремонт!..
Во-первых, необходимо срочно вносить изменения в законодательства о выборах. За последние годы в него были введены многодневное и дистанционное электронное голосование. Ликвидирован институт членов комиссий с правом совещательного голоса, урезаны права наблюдателей, готовых отстаивать на выборах закон и честные результаты, контролировать процесс голосования и подсчета голосов. Расширилась практика надомного голосования.
Всеми этими «новеллами» созданы дополнительные «законные» возможности для фальсификаций результатов волеизъявления граждан. Чего стоит одно лишь бесконтрольное пребывание бюллетеней на избирательных участках в ночное время между первым, вторым и третьим днями голосования! Опыт предыдущих и нынешних выборов показывает, что никаких гарантий сохранности бюллетеней в том виде, в каком они вкладываются в сейф-пакеты, не существует. Налицо множественные случаи незаконного присутствия различных лиц в помещениях для голосования, в период между вечерним официальным закрытием участков и их утренним официальным открытием на следующий день.
Во-вторых, от одной кампании к другой нарастает поощряемая и поддерживаемая муниципальными чиновниками тенденция безграмотности и цинизма многих членов, включая руководителей, избирательных комиссий разного уровня по отношению к нормам законодательства, к четко прописанным процедурам. Прежде всего, это касается нарушения прав наблюдателей и членов комиссий с правом решающего голоса, требующих соблюдать закон. Практически повсеместно в дни голосования законные справедливые требования указанных категорий активистов игнорировались как в участковых, так и в вышестоящих избирательных комиссиях. Речь идет, например, о таких вопросах, как ознакомление со списками избирателей и с реестром для надомного голосования. Замечания и жалобы наблюдателей и неравнодушных членов комиссий либо рассматривались формально, либо не рассматривались вообще, либо приводили к удалению самих активистов из помещений для голосования при помощи полиции и даже судов. А в Геленджике, к примеру, законных представителей КПРФ при прямом участии замглавы города не допускали в помещение ТИК.
Особо выделим такой факт нарушения законодательства, как расхождение цифр, размещенных в электронной системе «ГАС-выборы» и в актах, составленных на избирательных участках. Кроме того, Краснодарский край оказался единственным из регионов России, где итоговые цифры о явке за первый день голосования 9 сентября были опубликованы лишь около 11 часов второго дня 10 сентября, тогда как все остальные регионы опубликовали данные о явке, как и определено законом, вечером 9 сентября. Это позволяет предположить, что избирательными комиссиями в нашем крае осуществлялись махинации с количеством проголосовавших избирателей.
Конкретная информация об этих и других нарушениях оперативно была размещена в интернет-ресурсах КПРФ и в социальных сетях.
Такая ситуация с законом и реальная обстановка на выборах, по сути, означают создание избирательной машины, действующий в интересах одной партии – «Единой России», ее кандидатов и сателлитов. И это не делает государство Российское сильнее перед лицом внешних и внутренних вызовов, а, наоборот, делает российскую политическую систему слабее и уязвимее – потому что отчуждает от нее все большее количество граждан!..
С учетом всего сказанного, краевое отделение КПРФ не считает возможным согласиться с данной избирательной системой, настаивая на ее срочном ремонте, и не признает официальные результаты прошедших выборов. По нашему мнению, эти результаты в значительной мере фальсифицированы – как при помощи несправедливого закона, так и путем административного беззакония и произвола.
Что мы предлагаем в качестве альтернативы, и что реально делает наша партия для исправления такой ситуации? Во-первых, депутаты фракции КПРФ в Госдуме разработали и официально внесли на рассмотрение парламента большой комплексный документ – проект Избирательного кодекса РФ. В нем сделана конкретная попытка исправить те правовые положения, о которых шла речь выше. КПРФ будет добиваться принятия этого кодекса, чтобы улучшить российское законодательство.
Во-вторых, что касается нарушений на прошедших выборах в Краснодарском крае, то наши наблюдатели и члены комиссий самоотверженно боролись за справедливые выборы и честные результаты, требовали соблюдения закона, направляли свои жалобы и заявления сразу же по ходу во все инстанции, вплоть до ЦИК РФ. После сбора документальной базы наш штаб продолжит работу в этом направлении. Опираясь на поддержку неравнодушных партийных и беспартийных граждан, мы обязательно продолжим борьбу за справедливость в избирательном процессе!
14 сентября 2023 года