Фракция КПРФ в Государственной Думе провела парламентские слушания на тему: «Правовые основы антикризисного регулирования и структурных преобразований экономики России в условиях экономических, политических и финансовых санкций».
Открыл и вел мероприятие Председатель ЦК КПРФ, Руководитель фракции КПРФ в Госдуме Г.А. Зюганов.
В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, региональных и местных представительных органов власти, представители российского Правительства, ученые, директора научных центров и институтов, представители общественных организаций, журналисты. По ВКС было подключено 65 регионов, в том числе – губернаторы-коммунисты А.Е. Клычков (Орловская область) и А.Ю. Русских (Ульяновская область).
С основным докладом выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик В.И. Кашин.
Слово было предоставлено и депутату Н.И. Осадчему, первому секретарю Краснодарского краевого Комитета КПРФ, который посвятил свое выступление одному из аспектов темы подготовки кадров. Размещаем текст:
Н.И. Осадчий:
— Русский баснописец Иван Крылов в свое время высказался по проблеме кадров так:
Какой порядок не затей,
Но если он в руках бессовестных людей,
Они всегда найдут уловку,
Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку…
Один из пунктов нашей программы «20 неотложных дел для преображения России» заключается в том, чтобы очистить систему образования и воспитания от «болонских штучек», от ЕГЭ и от соросовских учебников.
Мы много лет добиваемся таких перемен. Осознание приходит и к верховной власти. Но медленно. В феврале 2013 года, на заседании Совета по межнациональным отношениям, Президент В. Путин заявил о необходимым разработать единые учебники истории России для средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и будут лишены внутренних противоречий и двойных толкований.
Прошло время. Мало что изменилось. И в Послании Федеральному собранию 21 апреля 2021 года Путин выразил недоумение в отношении школьных учебников: «До сих пор открываю некоторые учебники школьные – с удивлением смотрю, что там написано. Как будто не про нас. Кто пишет? Кто пропускает такие учебные пособия? Всё что угодно там написано. И о Втором фронте… Только про Сталинградскую битву ничего не сказано. Бывает и такое. Просто удивительно».
Еще пример. «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов издательства «Просвещение». В этом пособии совершенно некорректно используется определение «левого экстремизма»: под это определение авторы, в частности, подводят КПРФ. На это обратила внимание наш соратник по фракции Ольга Алимова и составила официальную жалобу. Надеемся, что этот учебник будет исключен из списка учебников, одобренных для применения в российских школах.
Но нужны кардинальные решения. Несколько дней назад, 20 мая, уже третий раз за полтора года депутаты фракции КПРФ во главе с Г.А. Зюгановым внесли проект Федерального закона – об экспертизе учебников – для среднего и высшего профессионального образования.
Эта тема обсуждалась и в Совете Федерации. Сенаторы предлагают уйти от монополии Министерства просвещения на допуск школьных учебников к их использованию и перейти к многоэтапной научной и методической их экспертизе – наподобие той, что существовала в советские годы.
Мы настаиваем на государственной экспертизе учебников, по крайней мере, гуманитарного блока, то, что составляет систему безопасности, фундамент национальной безопасности нашей страны.
И еще один аспект вопроса. Работа над подготовкой учебников не должна быть торопливой, «скороспелки» не нужны, от них – вред. В коллективном труде «Кристалл роста. К русскому экономическому чуду» приводится наглядный пример с учебником по политической экономии.
Решение о его необходимости было принято в СССР в 1936 году. Курировал этот вопрос лично глава государства – И.В. Сталин.
В 1938 году первый вариант учебника был отправлен на доработку. В начале 1941 года Сталин встретился с разработчиками и сделал ряд замечаний. Одно из них – «нужны факты, а не агитки». И еще: «Нам нужен учебник, который отражал бы нашу, советскую, экономическую систему, а не какую-то иную».
Июнь 1944 года. После трехлетнего перерыва в работе, связанного, понятное дело, с войной, новый вариант был разослан 40 ведущим ученым-экономистам страны.
В 1950-1952 годах Сталин не менее пяти раз лично обсуждал учебник. «Нельзя воспитывать кадры на газетных статьях и фельетонах, – говорил он о значении учебника. – Нужны глубокие знания».
В этот период была развернута большая экономическая дискуссия – с участием 260 ведущих ученых, преподавателей экономики, философии, истории.
Вот такая многоэтапность и ответственность при подготовке учебника и должна быть.
Мы будем добиваться, чтобы эти требования, изложенные в формулировках закона, были реализованы на практике!..