Состоялась сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. Среди других в повестке дня был вопрос о схеме одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Заксобрания в текущем году.
Из пояснений докладчика следовало, что новая схема принимается в связи с вступлением в силу изменений в закон о выборах депутатов кубанского парламента, принятых в декабре прошлого года. Тогда была уточнена применяемая избирательная система – в части числа депутатов, избираемых по мажоритарной и пропорциональной системе.
В ходе обсуждения вопроса своё несогласие с предложенной схемой высказал руководитель фракции КПРФ, второй секретарь крайкома партии Павел Соколенко.
Он напомнил, что на предыдущей сессии от коммунистов было внесено предложение – не торопиться с изменениями в закон о выборах, чтобы в дискуссии перед принятием документа могли бы поучаствовать все политические партии. А теперь уже предлагается новая «нарезка» по 45 одномандатным округам.
— По состоянию на 1 января 2022 года в крае зарегистрировано 4 307 809 избирателей, и, таким образом, средняя норма представительства избирателей на один одномандатный округ равна 95 729 человек, – отметил П. Соколенко. – В новой же «нарезке» округов установлено отклонение от средней нормы представительства избирателей в одномандатном избирательном округе №12 (минус 11,8 %), в округе №27 (минус 13,0 %), в округе №25 (плюс 17,5 %). Между самым маленьким округом №27, где предполагается 83 278 избирателей, и самым крупным по численности округом №25, где числится 112 465 избирателей, разница составляет 29 187 человек. От средней нормы представительства это 30 процентов.
По мнению депутата-коммуниста, разработчики предложили странную «нарезку». Есть районы, которые не граничат друг с другом, а их берут и сознательно соединяют – через одно или два сельских поселения – например, округ №21, где Выселковский и Ленинградский районы искусственно соединяют через Новопластуновское и Среднечелбасское сельские поселения Павловского района. Соедините Павловский и Ленинградский районы – вот и будет полноценный округ, без разрыва границ, и депутату, который потом изберется, будет легче работать, и избиратели не будут путаться, к какому депутату обращаться.
П. Соколенко привел еще ряд примеров. Так, округ №11, состоящий из Мостовского и Отрадненских районов, которые тоже между собой не граничат, предлагают соединить через Ахметовское сельское поселение Лабинского района. Но там, через это поселение, даже дороги нет, и почти 200 км нужно проехать, чтобы добраться из одного района в другой.
Далее. Полноценным единым округом мог бы быть город Армавир, но его разделяют на два округа, смешивая, с одной стороны, с Успенским районом, а, с другой, – с Новокубанским. Спрашивается, зачем?..
— И самое главное. Когда действующие депутаты, как одномандатники, так и списочники, избранные от конкретных территорий, поедут избираться вновь, многие избиратели будут пребывать в недоумении: почему депутат, который избрался от нас, к нам уже не появляется? Что, вы людям будете объяснять: «потому что округа перерезали»? Считаем, что за основу нужно было взять старую «нарезку», и к ней добавиться 10 новых округов (там, где численность избирателей реально выросла). Нужно добавить 4 округа в Краснодаре, один – в Сочи, два – по территориям Анапы и Новороссийска и еще три округа можно распределить по сельским территориям – таким образом, чтобы минимизировать разрывы муниципальных образований, – предложил Павел Соколенко.
Несмотря на эти, вполне обоснованные суждения, парламентское большинство единороссов утвердило документ, поставленный в повестку дня: с несуразной «нарезкой» округов, с разрезами районов, что называется, по-живому. Очевидно, так удобнее для каких-то будущих кандидатов от партии власти…