КРАСНОДАРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Кожушкова: Когда в краснодарских поликлиниках прекратится битва за талоны?

А. Кожушкова: Когда в краснодарских поликлиниках прекратится битва за талоны?

В распоряжении нашей редакции оказались заметки партийного активиста Анастасии Кожушковой – о положении дел в одной из краснодарских поликлиник. Понимая, что в этих острых суждениях отражаются реальные проблемы, существующие сегодня в российском здравоохранении, размещаем представленный материал здесь – в порядке обсуждения.

— Городская поликлиника № 17, расположенная в Краснодаре на ул. Симферопольской, в рейтинге всех поликлиник города занимает «почетное» предпоследнее место. Интернет буквально пестрит красноречивыми отзывами о визитах в это учреждение, но у руководства поликлиники, видимо, все в порядке с нервной системой, и ни собственный имидж, ни жалобы, ни возмущения не сподвигают его на решение наболевших проблем.

Основная претензия – это невозможность попасть к специалисту на первичный прием. Оформить талон через интернет нельзя: их там попросту нет, запись всегда закрыта. А инфомат выдает талоны только на один день с интервалом в две недели. Соответственно их так мало, что разлетаются они в один миг, как горячие пирожки. И для того, чтобы этот «пирожок» вам достался, необходимо прийти к семи утра (а еще лучше – пораньше), занять живую очередь к инфомату, отстоять час до открытия поликлиники и взять талон, если, конечно, он останется, пока до вас дойдет очередь.

Если вы все-таки стали обладателем заветного талона к специалисту, то остается подождать две недели. В течение этого времени у вас есть выбор: либо выздороветь, то есть заняться самолечением, либо лежать и ждать, либо обратиться в платные клиники, что далеко не каждому по карману. Но даже если вы дождались дня приема и пришли в поликлинику, то там вам необходимо будет отстоять еще одну очередь, состоящую из больных на больничном, беременных и пациентов с дополнительными талонами. Поэтому указанное на талоне время совершенно не дает гарантии, что вы действительно попадете к врачу в это время.

Вторая наболевшая проблема пациентов – это отношение персонала поликлиники к пациентам. Конечно, есть врачи, проявляющие вежливость и отзывчивость: это терапевты М.И. Филипова и И.Б. Элек, окулист Г.И. Данилова и другие, но они, к сожалению, в меньшинстве. А вот от специалистов по направлениям: хирург, невролог, ЛОР – сложно уйти, не получив дополнительный стресс от их грубости, неприветливости и высокомерного отношения. Вместо того, чтобы поинтересоваться самочувствием больного, они часто с возмущением спрашивают: «Что вы хотите от меня?».

Хамское и равнодушное отношение к пациентам – увы, визитная карточка поликлиники, и она видна не только у работников регистратуры и ряда рядовых врачей, но и у руководства. Выйдя из кабинета терапевта, вам нужно получить подпись заместителя главного врача на направлении дневного стационара или листе назначения. И тут начинается новый «квест»: к заму очередь еще больше, чем к узким специалистам, и, хотя эта процедура могла бы занимать не более 10 секунд, придется отстоять до получаса. Почему? Да потому, что заместитель главврача закрывает свой кабинет после каждого второго пациента на неопределенное время, ссылаясь на свою занятость. Иначе как издевательством над людьми это не назовешь. Именно такая фраза чаще всего звучит в очереди…

Между тем, специалистов из поликлиники можно встретить в частных платных кабинетах и клиниках, но там они совсем другие: добрые, понимающие, отзывчивые, умеющие слушать, ориентированные на помощь. Почему же нельзя относиться к больным, которые пришли на прием в поликлинику по полису ОМС так же, как и к тем, кто имеет возможность заплатить за прием? Мы все прекрасно понимаем, что есть острая нехватка узких специалистов, работающие врачи часто перегружены, а мизерная зарплата не мотивирует их к работе. Но все это не дает им права бездушно относиться к людям!..

В чем же корень проблемы, почему не хватает квалифицированных специалистов? Попробуем разобраться.

Раньше, отучившись шесть лет, выпускник медицинского вуза шел в интернатуру, где под руководством опытных врачей он получал практические навыки и через год с сертификатом специалиста мог самостоятельно лечить пациентов. С 2017 года интернатура в России упразднена, и выпускникам предлагают сразу идти работать в поликлинику, к чему они, на мой взгляд, плохо подготовлены.

Интернатура позволяла вчерашним студентам получить практические навыки и познакомиться с работой в разных отделениях. Теперь выпускники должны проходить аккредитацию, состоящую из нескольких этапов. Первый — проверка теоретических знаний с помощью теста, второй — проверка практических навыков на симуляторах, и третий — оценка клинического мышления, разбор ситуаций. С дипломом и аккредитацией выпускник, не поступивший в ординатуру, может работать только в поликлинике или в амбулатории врачом общей практики, с ограниченными правами на выполнение манипуляций, терапевтом или педиатром. Таким способом, считают эксперты, сейчас заполняется брешь в первичном звене здравоохранения.

При этом добровольно идти в амбулаторные службы молодые специалисты чаще всего не спешат, ехать «на периферию» опасаются – поскольку нет господдержки в отношении жилья. В поликлиники идти тоже желающих немного, ведь это адские нагрузки и бюрократия – за мизерные зарплаты.

Несколько лет назад отток кадров из-за низких зарплат удалось предотвратить федеральными выплатами. Сейчас идет «вторая волна»: врачи не вечные, пожилые уже наработались и уходят. А смены нет…

Вывод один: до тех пор, пока реформирование системы здравоохранения не будет осуществляться комплексно и согласованно, справиться с развалом первичного звена практически невозможно, а пациенты в поликлиниках так и будут испытывать стресс за стрессом в постоянных очередях и в битвах за талоны и регулярно сталкиваться с бездушием и грубостью со стороны персонала.

А. Кожушкова, Краснодар

Распечатать Поделиться: