КРАСНОДАРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государство и религия, христиане и коммунисты. В Краснодаре прошел «круглый стол» ученых РУСО

Государство и религия, христиане и коммунисты. В Краснодаре прошел «круглый стол» ученых РУСО

В Краснодаре под эгидой краевой организации Российских ученых социалистической ориентации (РУСО), при поддержке краевого Комитета КПРФ прошел «круглый стол» по теме «Государство и религия».

В заседании приняли участие ученые из кубанских вузов: И.Н. Чуев, И.А. Родин, В.Н. Малейченко, Ю.М. Агеев, А.А. Хагуров, Ф.С. Ашиток, Н.И. Першин, а также секретарь краевого Комитета КПРФ, депутат Заксобрания края А.И. Нагнибеда и представитель молодого поколения коммунистов — второй секретарь крайкома ЛКСМ Владимир Малов.

Руководитель краевого отделения РУСО И.Н Чуев открыл мероприятие и предоставил слово для основного доклада — «Христианство и коммунизм» — Н.И. Першину.

Докладчик коснулся как исторических аспектов заявленной темы, так и современной ситуации.

Так, он отметил, что способ организации человеческой жизни, основанный на частной собственности, предполагающий на праве неограниченного обогащения и безрассудном потребительстве, несовместим с экологическими законами выживания человека. И потому уже раннее христианство проповедовало идею общности имущества и разумного пропитания, или, говоря по-современному, разумного потребления. Из таких христианских общин и зародился коммунизм.

В Советском Союзе, говорил докладчик, люди жили практически по-христиански, обращаясь друг к другу «товарищ», «брат», потому что все собственнические инстинкты, порождающие «господчину», были умертвлены. Все трудились, тунеядство преследовалось, жили небогато, но в достатке, в здоровой нравственной атмосфере, тихо и безмятежно, и главное, с уверенностью в будущем своих детей. По словам Н.И. Першина, как признает даже либеральная печать, «сыра, колбасы (кстати, была настоящая) было маловато, а продолжительность жизни была выше». Да что и говорить: советская власть по сравнению с нынешней просто святой была: ведь «моральный кодекс строителя коммунизма» был упрощенным вариантом, библейских заповедей.

Докладчик далее сказал о том, что в свое время, например, в начале ХХ века, в России возникло течение под названием «христианский социализм». Его основная мысль — в следующем: между христианством и социализмом может и должно существовать положительное соответствие. «Христианство, — писал религиозный философ С.Н. Булгаков, — дает для социализма недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он исполняет правду христианства в хозяйственной жизни»…

По мнению Н.И. Першина, знаменитое высказывание Маркса «религия есть опиум народа», как правило, вырывают из контекста, придавая ему существенно иной, нежели вкладывал в него автор, смысл, хотя подмена едва заметна. Маркс, — по крайней мере, в той работе, откуда эта фраза цитируется, — не утверждал, что религия есть наркотик, распространяемый свыше; он утверждал, что религию создают сами люди, удовлетворяя свойственную им потребность, насущность которой он не отрицал.

Вот более полный фрагмент из Маркса: «Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира… Религия есть опиум народа». Разве тут сказано не о том, что человеку невозможно жить хлебом единым, что одной ненависти недостаточно, что мир, достойный людского рода, не может держаться «реализмом» и силой пулеметов? Если бы Маркс предвидел, как велико окажется его интеллектуальное влияние, возможно, то же самое он сказал бы еще не раз и еще яснее...

Завершающая часть доклада содержала оценку нынешней ситуации в России. Н.И. Першин, в частности, отметил, что после нового установления в нашей стране принципов частной собственности возникла рыночная среда. Граница между честным трудом и мошенничеством размыта. Молодёжь практически отвыкла от созидательного труда, все заняты «деланием» лёгких денег, спекуляцией. А церковь, хотя формально и признаёт рыночный либерализм «антихристианской идеей», и считает, что мы все подходим к некоей опасной черте, за которой уже пропасть, но вместо анафемы частнособственнической системе вольно или невольно является соучастницей и совиновницей того антихристианского шабаша, который сегодня творится в стране, «как немое оправдание буржуазной реставрации». И в таких условиях положение церкви крайне двусмысленно…

Доклад вызвал большой интерес. Состоялось живое обсуждение. На протяжении двух часов шел разговор, который никого из участников не оставил равнодушным. Ведь за последнее столетие отношение к религии в нашей стране было разным — от полного отторжения церкви от государства и до полного обеспечения интересов религиозных сообществ в настоящее время. Каким станет день завтрашний, как дальше сложатся отношения церкви и государства, а также отношения верующих и неверующих граждан в совместной борьбе за справедливость и народовластие, покажет время.

Распечатать Поделиться: