Краснодар. Н.И. Осадчий рассказал молодым коммунистам о депутатской вертикали КПРФ и технологиях выборов

В Школе молодого коммуниста при краевом Комитете КПРФ прошло очередное занятие. Его темой стала «Депутатская вертикаль КПРФ. Выборы депутатов Государственной думы 8-го созыва».
Занятие провел член ЦК КПРФ, первый секретарь Краснодарского крайкома партии, депутат Государственной Думы Н.И. Осадчий.
Прежде всего, он отметил, что депутатская вертикаль КПРФ – это – постоянное взаимодействие депутатов всех уровней: федерального, регионального и местного (представительных органов в городских округах и муниципальных районах, сельских и городских поселениях).
На примере Краснодарского края было показано, что городские округа – это Краснодар (со всеми входящими населенными пунктами), Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик, Горячий Ключ, Армавир. Муниципальные районы – это, например, Апшеронский, Тихорецкий, Ейский, Белореченский, Туапсинский и другие районы. Городские поселения – это, по существу, все малые и средние города (например, Апшеронск, Белореченск, Тимашевск, Туапсе, Ейск), но могут быть и такие городские поселения, как Джубга, Афипский, то есть поселки городского типа…
И, наконец, сельские поселения – это как крупные станицы, являющиеся районными центрами (Динская, Каневская, Ленинградская, Брюховецкая, Кущевская), так и муниципальные образования, вбирающие в себя несколько малых сельских населенных пунктов – небольших станиц, сел и хуторов (например, Новокорсунское, Троицкое, Кубанское, Бжедуховское и другие сельские поселения).
Соответственно во всех этих формах есть местные администрации и представительные органы местного самоуправления, которые чаще всего, по традиции, именуются «Советами»: Советы городских или сельских поселений, Советы муниципальных районов, Советы городских округов, как в Анапе. Но возможно и иное название, как в Краснодаре, – городская Дума.
Разумеется, это, по своим функциям и реальной роли, – не те Советы, что были в Советское время, которые были частью системы государственной власти снизу доверху. Нынешние же муниципальные Советы и Думы – это, скорее, особенно когда в их составе нет оппозиционных депутатов от КПРФ, это – внешние добавки к администрациям и чиновникам. Но если есть активные депутаты КПРФ, то тогда такие вопросы, как принятие местного бюджета, выделение средств на программы, местные налоги, утверждение чиновников администрации, решения о приватизации объектов имущества, перестают быть формальным довеском к интересам администрации.
Для чего КПРФ выдвигает своих представителей в депутаты местного самоуправления или Законодательного Собрания края, российской Государственной Думы, – поставил вопрос Н.И. Осадчий. И дал ответ:
— Даже если наших депутатов в составе Советов или Дум очень мало, смысл нашего участия в них многопланов.
Первое. Чтобы помогать гражданам в решении конкретных, жизненно важных проблем, защищать их от произвола чиновников.
Второе. Чтобы противодействовать партии власти, ее законам и решениям, направленным вразрез с интересами населения, территорий, городов и станиц.
Третье. Чтобы приобретать знания о текущих социальных и экономических процессах, о методах и проблемах управления. Чтобы получать опыт депутатской работы в современных условиях.
Четвертое. Чтобы использовать выборную кампанию и, в случае успеха, депутатскую трибуну для пропаганды и агитации за партийные цели, для разоблачения политики партии власти на всех уровнях.
Далее Н.И. Осадчий привел данные о количестве депутатов КПРФ в Краснодарском крае и рассказал о принципах их работы.
В настоящее время, отметил он, после завершения цикла муниципальных выборов 2019-2020 годов, у нас есть 273 депутата, представляющих КПРФ: 268 – в муниципалитетах, 3 – в Заксобрании края; 2 депутата-коммуниста представляют Краснодарский край в Государственной Думе. Для сравнения: к концу 2018 года в крае было 206 депутатов КПРФ: 152 – в поселениях, 49 – в районных Советах и городских Думах), 3 – в Заксобрании и 2 – в Госдуме. Иначе говоря, наше представительство на муниципальном уровне выросло почти на 40 процентов.
В случае избрания депутаты КПРФ в Советах или Думах должны объединяться во фракции или в группы. Самые крупные фракции сегодня – по 5-6 человек – в Думе Краснодара, в Совете Ленинградского сельского поселения, в городских Советах Темрюка и Тимашевска.
При этом коммунисты-депутаты, их группы и фракции в представительных органах должны работать под руководством местных партийных Комитетов. Но никак не наоборот. Таково требование Устава КПРФ. Коммунисты-депутаты должны действовать, в том числе – голосовать, дружно, как единая команда. Определение позиции, как голосовать по ключевым вопросам, – таким, как бюджет, налоги, собственность, кадры, – должно происходить на совместном заседании Бюро и депутатов (а если речь идет о работе в Советах поселений, то хотя бы – в «первичках»).
В каких формах проводится работа в рамках депутатской вертикали КПРФ?
— Это – совместный прием избирателей, работа с их устными и письменными обращениями, решение конкретных проблем, проведение общих пресс-конференций и «круглых столов», обсуждение законопроектов и внесение в них поправок, единое голосование по ключевым законопроектам: например, по бюджету, вопросам собственности и высшим кадровым назначениям, а также, как, к примеру, в прошлом году, по изменениям в Конституцию.
Если такое взаимодействие происходит постоянно, то оно усиливает потенциал каждого депутата, повышает эффективность его работы на любом уровне. Допустим, депутат муниципального уровня увидел какую-то проблему, но не смог ее решить сам. Возможно, следует внести поправки в краевой закон, или поправить местного чиновника с уровня Заксобрания края. Тогда нужно связаться с депутатом-коммунистом краевого уровня.
Фракция КПРФ в Заксобрании края действует уверенно, несмотря на свою малочисленность. Наши депутаты занимают четкую позицию по вопросам бюджета, социально-экономического развития края, агропромышленного комплекса, поддержки социально-значимых краевых госпрограмм.
Впервые за 20 лет, подчеркнул Н.И. Осадчий, у нас есть полноценная фракция в городской думе Краснодара. Наши депутаты поднимают самые острые вопросы текущей повестки краевого центра: работа общественного транспорта, цены на проезд, нелепая «точечная» застройка, экологические проблемы. Постоянно идут встречи с избирателями, в микрорайонах, на улицах и во дворах. При этом в Краснодаре получил развитие и такой подход: встречи с гражданами по месту их жительства проводятся совместно коммунистами-депутатами разных уровней – Заксобрания и городской Думы.
Заключительная часть лекции Н.И. Осадчего была посвящена технологии выборов депутатов.
— На муниципальном уровне, в большинстве районов и городов, – напомнил он, – выборы проходят по одномандатным или многомандатным округам. Исключением сегодня являются Краснодар и, например, Туапсинский район; здесь применяется смешанная система.
На региональном, краевом уровне – в данный момент – тоже смешанная, пропорционально-мажоритарная система. При этом система выборов и количество мандатов в Заксобрании все время меняется: в 1994 и 1998 годах было 50 депутатов, и все они избирались по многомандатным округам (борьба в каждом округе шла за 4-5 мандатов). В 2002 году в Заксобрании стало 70 депутатов, избираемых только по одномандатным округам. В 2007, 2012 и 2017 годах выборы проводились по смешанной системе: половина избиралась по спискам политических партий, другая половина – по одномандатным округам.
Как видно, партия власти все время маневрирует, меняя принцип выборов, понимая, что пропорциональная система гарантирует КПРФ, как минимум, несколько депутатских мандатов, и поэтому через изменение закона наращивается количество мандатов, получаемых по одномандатным избирательным округам.
На федеральном российском уровне, на выборах в Госдуму, на данный момент применяется смешанная система: 225 депутатов избираются по одномандатным округам и 225 – по федеральным спискам политических партий.
Далее Н.И. Осадчий обратил внимание участников занятия на один из «мифов», нацеленных против КПРФ.
— Нередко наши противники рассказывают басни, что якобы в 90-е годы «КПРФ имела большинство в российском парламенте, и напринимала всевозможных антинародных законов». Приведу официальные данные, из которых видно, сколько на самом деле в Госдуме было депутатов КПРФ, причем вместе с союзниками. Итак, вот цифры:
— 1993 – КПРФ – 45, Аграрная Партия России – 55
— 1995 – 139 – КПРФ, 41 – «Народовластие», 35 – Аграрная группа
— 1999 – 82 – КПРФ, 43 – Аграрная группа
— 2003 – 47 – КПРФ
— 2007 – 57 – КПРФ
— 2011 – 92 – КПРФ
— 2016 – 43 – КПРФ
Ну, и где «большинство»? Как видим, даже в период 1995-1999, вместе с союзниками, коммунисты в Госдуме имели менее половины депутатских мандатов. А ведь, чтобы принят какой-либо закон, нужно, как минимум, на один мандат больше половины, то есть 225 плюс один, то есть 226…
И – в заключение – еще об одной «технологии». Под предстоящие думские выборы депутатами-единороссами, имеющими в Госдуме большинство, внесены следующие изменения в законодательство о выборах: электронное голосование, «цифровые участки», многодневное (трехдневное) голосование, жесткие требования к агитации в Интернете, социальных сетях. Совсем свежие «новеллы» – дополнительные ограничения на участие в выборах депутатов любого уровня: запрет для тех, кто «причастен» к экстремистским и террористическим организациям.
Но мы найдем способ, как добиваться успеха и в этих условиях!..