Николай Осадчий о проблемах сельского здравоохранения

В Москве в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему: «Доступность и качество медицинской помощи гражданам, проживающим в сельской местности».
В мероприятии, которое вел председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Д.А. Морозов, приняли участие и выступили: министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова, заместитель Председателя Госдумы О.Н. Епифанова, руководитель Федерального Фонда ОМС Н.Н. Стадченко, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам В.И. Кашин, директор Департамента развития села Министерства сельского хозяйства РФ В.П. Свеженец, депутаты российского парламента, представители регионов.
Председатель Комитета по аграрным вопросам, заместитель Председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин, в частности, отметил, что проблемы были и остаются острыми, а работать в сельскую местность поедет разве что истинный подвижник. По его мнению, необходима подпрограмма «Сельская медицина» как неотъемлемая часть государственной программы развития здравоохранения в целом, необходимо выделение намного больших бюджетных средств при особо строгом контроле за их использованием. Кроме того, уверен В. Кашин, сельская медицина неотделима от развития села в целом, его социальной и инженерной инфраструктуры. Он предложил обсудить этот вопрос на специальных слушаниях в зале пленарных заседаний Госдумы.
Коммунист-депутат Николай Осадчий, представляющий Краснодарский край, выступая в завершающей части слушаний, выразил мнение, что предложенный проект решения – «Рекомендации» слабо соответствует содержанию и остроте состоявшегося разговора.
— Документ на фоне развернувшейся дискуссии выглядит каким-то приглаженным и почти не отражает проблем, о которых говорили практически все участники слушаний: и гости из регионов, и представитель Минсельхоза, и председатель Комитета по аграрным вопросам В. Кашин, – сказал Н. Осадчий. – Например, тема кадрового обеспечения подробно освещена, а вот такие острые проблемы, как лекарственное обеспечение территорий и недофинансирование отрасли здравоохранения, практически никак не отражены. А ведь поднимать вопрос об увеличении средств на медицину и здравоохранение особенно важно в преддверии обсуждения проекта закона о федеральном бюджете на 2018 год…
***
По завершении слушаний Н. Осадчий представил в редакцию сжатую информацию о наиболее острых, на его взгляд, проблемах, отраженных в выданных материалах и выступлениях участников слушаний. Публикуем соответствующие фрагменты:
— Смертность по 2016 году в сельских территориях (14,2 на 1000 жителей) выше смертности в городах (12,6 на 1000). При этот смертность в среднем по России – 12,9. Детская смертность (7,6 на 1000 человек) и материнская смертность (13,6 на 1000) на селе также выше, чем в городах и чем в среднем по России.
— Сеть медицинских организаций. В 9,9 тыс. населенных пунктов для населения имеются ограничения и риски по доступности в соответствии с нормативами медпомощи. В 8,9 тыс. населенных пунктов численностью до 100 человек нет доступа к первичной медпомощи (хотя бы в течение часа).
В 2011-2016 годах число фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и фельдшерских пунктов уменьшилось на 2,3 процента, с 37 тысяч до 36,1 тыс.
С 2012 года, вследствие «оптимизации» структуры и штатной численности работников медицинских организаций, происходит закрытие медицинских организаций, в том числе – единственных в сельских населенных пунктах. Уже в текущем созыве Госдумы в адрес Комитета по охране здоровья поступило более 100 обращений граждан о закрытии в районах и селах поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов, участковых больниц. (Полтора года назад, еще в апреле 2016 года, в первом чтении был принят закон, внесенный депутатами всех фракций, который создает преграды для такой «оптимизации» и «реорганизации». Этот закон никак не выйдет на второе чтение).
— «Скорая помощь». Проверки Росздравнадзора показали, что имеются такие нарушения, как работа не в круглосуточном режиме, невыезд в отдаленные сельские поселения; превышение норматива прибытия (20 мин.) до места вызова, требующего помощи в экстренной форме; плохие дороги и износ санитарного автотранспорта; нехватка выездных бригад и недостаточная подготовленность кадров.
— Дефицит кадров. Нехватка медицинских кадров, в зависимости от регионов, колеблется от 30 до 50 процентов. С 2012 года в стране действует программа «Земский доктор», в соответствии с которой медицинские работники с высшим образованием в возрасте до 50 лет, желающие работать в сельской местности, получают единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн. рублей (при условии софинансирования: бюджет Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) выделяет 60 процентов этой суммы, а регион – 40 процентов). За 2012-2016 годы, по данным ФОМС, программа охватила почти 24 тысячи человек. Число врачей на селе увеличилось на 11 тысяч, и на 2016 год в селе работает 55,8 тыс. врачей. Это означает: 14,7 врачей на 10 тысяч населения. Для сравнения: среднероссийский показатель – 37,2 на 10 тысяч.
При этом примерно половина регионов выполняют данную программу не в полном объеме, а в 4 субъектах РФ (Республика Алтай, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Астраханская область) программа не реализуется из-за дефицита региональных бюджетных средств.
Программа «Земский доктор» до сих пор не затрагивала такую категорию, как работники со средним медицинским образованием (фельдшера и медсестры). Между тем их дефицит никак не меньше дефицита врачей.
Еще одна проблема по «Земскому доктору» заключается в том, что начался отток врачебных кадров из малых городов в села.
В связи с этими проблемами в настоящее время в правительстве РФ прорабатывается вопрос о распространении программы на малые города (численностью до 50 тысяч человек) и на медицинских работников со средним образованием. В бюджете-2018 сумма, однако, остается пока прежней – 3,2 млрд. рублей, то есть, скорее всего, теперь ее будут «растягивать» и на врачей, и на медсестер, и на село, и на малые города.
— Новые телемедицинские технологии. Подключение медицинских организаций, находящихся в сельской местности, к региональным информационным системам затруднено, так как во многих сельских территориях нет мобильной связи и нет Интернета. Подключения к Интернету или модернизация связи требуется для 80 процентов медицинских организаций в малонаселенных и отдаленных территориях.
-Недостаточное финансирование здравоохранения из Федерального бюджета и региональных бюджетов. Например, Госпрограмма «Развитие здравоохранения» на 2018 год – 300 млрд. рублей, а на 2019 год – 265,7 млрд. Доля государственных расходов на здравоохранение в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) к 2020 году останется на уровне 2017 года – 3,8 процента. Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение» в общем объеме расходов: в 2017 году – 2,7 процента, а в 2020 году планируется 2,6 процента.
В целом, по всем нормативным актам, определяющим категории граждан для обязательного лекарственного обеспечения (туберкулез, ВИЧ, редкие заболевания, федеральные льготники), на лекарственное обеспечение в бюджете-2018 предусматривается примерно на 20 млрд. рублей меньше от того, что требуется.