КРАСНОДАРСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юрий Афонин: «Требование агробаронов и пищевиков отменить скидки и акции в продуктовых магазинах – за гранью добра и зла»

Юрий Афонин: «Требование агробаронов и пищевиков отменить скидки и акции в продуктовых магазинах – за гранью добра и зла»

Несколько ассоциаций, объединяющих сельскохозяйственные предприятия и производителей продуктов, обратились в федеральное правительство с требованием ввести мораторий на акции и скидки в торговых сетях, которые «снижают их доходность». Ситуацию комментирует заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю.В. Афонин.

Похоже, крупный бизнес продолжает политику шантажа государства и граждан России. Буквально на днях прозвучал ультиматум от фармкомпаний, которые заявили о намерении прекратить выпуск дешёвых и самых востребованных лекарств. А теперь ещё и крупные капиталисты в сфере агропрома и пищевой промышленности выдвигают власти целый ряд требований, среди которых – введение моратория на акции и скидки в крупных продуктовых магазинах. Мол, испытываем серьёзные трудности в связи с распространением коронавирусной инфекции и падением рубля. Можно подумать, покупатели в магазинах их не испытывают.

Исследовательская компания Neilsen приводит такие цифры: в 2017 году доля россиян, которые предпочитали приобретать товары по акционным скидкам, составляла 45%, в 2018 году – уже 50,6%. 83% стиральных порошков, 82% кондиционеров для белья, 79% шоколада, 69% гелей для душа и кофе продаются как раз по таким акциям. Всё это товары повседневного спроса. Та же исследовательская организация в IVквартале прошлого года отмечала: до 70% россиян заявляют о вынужденной необходимости экономить, 56% переключились на более дешёвую еду. Всё это было ещё до нынешних экономических катаклизмов.

А в ходе опроса НТЦ «Перспектива», проведённого с 26 февраля по 3 марта, выяснилось, что почти две трети россиян (63,6%) вообще не имеют накоплений. Ещё 21,2% респондентов заявили, что их сбережений хватит, чтобы прожить не более одного месяца.

При этом, в отличие от многих других отраслей, пищевики пока серьёзных потерь от кризиса не понесли. Напротив, неплохо наварились, когда напуганные российские граждане в марте бросились на последние деньги скупать продукты длительного хранения. А Минсельхоз в своём свежем сообщении бодро рапортует: «Потребности России в основных продуктах питания полностью обеспечиваются даже в условиях повышенного спроса. Предприятия отрасли работают бесперебойно, что исключает возможность дефицита каких-либо групп продовольствия». Так почему же пищевые капиталисты требуют себе мер поддержки ЗА СЧЁТ нищающего населения?

Тем временем россияне продолжают беднеть и экономить. По данным апрельского исследования BCG и «Ромира», в Москве 44% респондентов чувствуют свою финансовую незащищённость, в регионах этот показатель достигает уже 47%.

В период тяжёлого кризиса, в который вползает российский капитализм, россияне, конечно, значительно сократят свои расходы на досуг и отдых, на рестораны и кинотеатры, на электронику и бытовую технику, даже на одежду. Но без еды и лекарств не прожить. Понимая это, крупные игроки фармацевтического и продовольственного рынков, видимо, решили окончательно «отбросить химеру совести» и выжать из нищающих сограждан последнее.

Очевидно, что такие действия крупных капиталистов в период кризиса направлены также на передел рынка. Крупные агрохолдинги все последние годы разоряют мелких фермеров, которые вынуждены под давлением новоявленных латифундистов и властей продавать по дешёвке землю и другие активы. В ходе нынешнего кризиса рискуют окончательно кануть в небытие и фермеры, и небольшие предприятия и цеха по переработке и производству продуктов.

Убеждён, что государство не имеет права идти на поводу у шантажистов. Сегодня власть обязана искать рычаги, которые позволят сохранить более или менее приемлемые цены на продукты питания для стремительно нищающего населения. Это наращивание объёмов сельхозпроизводства. Это защита малого и среднего бизнеса в агропроме, небольших продуктовых магазинов и павильонов шаговой доступности, которые в условиях самоизоляции становятся буквально спасением для миллионов людей. Обеспечить население доступными продуктами – важнейшая задача. Ведь миллионы россиян сегодня сидят дома на «минималке» или вообще без доходов, растягивая бутылку молока на три дня, а десяток яиц – на неделю.

Конечно, государство сегодня должно внимательно следить и за поведением крупных торговых сетей. КПРФ давно указывала, что их наценки в большинстве случаев являются чрезмерными. В период кризиса рассуждения, что «рынок сам всё урегулирует» выглядят особенно неуместно. Государство обязано административными методами подталкивать ритейлеров к снижению величины наценок.

В кризисных условиях нужно решительно отказаться от патентной системы налогообложения дачников, огородников и владельцев приусадебных хозяйств. Напротив, сейчас нужно создать максимально комфортные условия для россиян, которые готовы трудиться на земле, обеспечивая продуктами себя и сограждан. Государству стоит подумать об оперативном создании системы приёма и сбыта продуктов питания от мелких производителей. Это позволит создать конкуренцию обнаглевшим агрохолдингам. Сегодня это стратегический вопрос.

Распечатать Поделиться: