Краснодарское краевое отделение КПРФ
Краснодарское краевое
отделение КПРФ

Депутаты фракции КПРФ внесли предложения к законопроекту о бюджете края на 2026 год и на период 2027-2028 годов

18 ноября 2025, 21:17

Депутаты фракции КПРФ в Законодательном Собрании Краснодарского края рассмотрели внесенный Губернатором проект Закона «О бюджете края на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» и официально, за подписью руководителя фракции П.В. Соколенкко, внесли свои предложения.

По доходной части бюджета. Разработчики Закона предлагают установить ее на 2026 год в размере 538,1 млрд. рублей, что на 8,3 млрд. рублей меньше, чем плановые показатели бюджета 2025 года.

В структуре налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета основная сумма поступлений на 2026 год запланирована по шести основным источникам поступлений: налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы по подакцизным товарам, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций и транспортный налог.

Анализ доходной части по вышеуказанным источникам пополнения краевого бюджета показывает основные тенденции в социально-экономическом развитии Краснодарского края. Взяв цифры за последние пять лет можно увидеть, следующие тенденции.

2021 и 2022 год были связаны с кризисными явлениями в экономике, что существенно связано с пандемией коронавируса (COVID-19). Основной прирост к бюджету 2022 года дали доходы от НДФЛ, акцизам и налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения. По окончании пандемии в 2023 году экономика заработала, и прирост дали все показатели, особенно налог на прибыль организаций и НДФЛ. 2024 год и оценка 2025 года показали снижение экономической активности и отсутствие роста по налогу на прибыль организаций. В основном рост доходной части идет за счет поступлений от НДФЛ, акцизов и налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В целом, считают депутаты-коммунисты, к первому чтению Закона, обоснованными показателями по доходной части могли бы стать следующие:

- налог на прибыль организаций – 140,0 млрд. рублей;

- НДФЛ – 178,1 млрд. рублей;

- акцизы – 55,2 млрд. рублей;

- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 50,5 млрд. рублей;

- налог на имущество организаций – 48,8 млрд. рублей;

- транспортный налог – 11,3 млрд. рублей.

Таким образом, по шести основным источникам доходов можно планировать поступления на сумму 483,8 млрд. рублей, что на 28,3 млрд. рублей выше, чем предложено в законопроекте. Плюс ко всему увеличение доходной части бюджета на эту цифру позволит нивелировать ожидаемую к концу года инфляцию, которая сохранится и в следующем 2026 году. И в целом с учетом этого предложения доходная часть бюджета может составить 566,4 млрд. рублей.

По расходам краевого бюджета. Согласно проекту, расходы составят 533,6 млрд. рублей. Данный показатель на 64,4 млрд. (10,7 процента) ниже в сравнении с плановыми расходами 2025 года.

Далее. На реализацию 28 государственных программ в 2026 году предусмотрено 497,6 млрд рублей, что почти на 9 процентов ниже объема текущего года. С государственных программ, а именно с 23 из 28, «снято» 49,8 млрд рублей.

Но краевой бюджет должен быть социально ориентирован. Так, материнский (семейный) капитал предусмотрен в размере 167 135 рублей, и, по сравнению с 2025 годом, его рост составит лишь 7 196 рублей, или 4,4 %. С учетом демографической ситуации в крае – это крайне незначительное изменение. К тому же с учетом годовой инфляции в 2026 году реальная покупательная стоимость материнского капитала будет существенно снижена, а если к этому фактору прибавить ежегодное удорожание жилья, то в целом такая поддержка молодых семей не окажет существенного влияния на ситуацию.

То же самое – в отношении индексации ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), включая предварительную опеку (попечительство), или переданного на воспитание в приемную семью. 4 процента индексации крайне недостаточны.

Еще один момент: статья о нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности (нормативы подушевого финансирования расходов) вообще исчезла из текста Закона.

Кроме того, дополнительно фракция КПРФ предлагает рассмотреть следующие предложения по расходам в 2026 году:

- по государственной программе «Развитие здравоохранения» – плюс 2,5 млрд рублей;

- по госпрограмме «Дети Кубани» – плюс 1,5 млрд рублей;

- по госпрограмме «Развитие культуры» – плюс 1,0 млрд рублей;

- по госпрограмме «Развитие физической культуры и спорта» – плюс 2,2 млрд. рублей;

- по госпрограмме «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» – плюс 1,0 млрд. рублей;

- по государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» – плюс 0,8 млрд. рублей.

Также необходимом предусмотреть финансирование объектов образования на территории Краснодара на общую сумму 101,2 млн. рублей, в том числе:

- ремонт асфальтобетонного покрытия в СОШ № 33 – 7,5 млн. рублей;

- капитальный ремонт и обустройство многофункциональной спортивной площадки в гимназии № 69 – 53,2 млн. рублей;

- капитальный ремонт СОШ № 70 – 40,5 млн. рублей;

В Динском районе – текущий ремонт пожарной сигнализации СОШ № 15 – 2,5 млн. рублей.

В Геленджике – работы по благоустройству территории и приобретение материалов, оборудования и инструментов «ЦДО «Эрудит» – 5,5 млн. рублей.

В Сочи:

- капитальный и текущий ремонт школы № 43 – 0,3 млн. рублей;

- капитальный и текущий ремонт детского сада № 113 – 0,2 млн. рублей.

В Кореновске – на организацию благоустройства, освещения и озеленения территорий 2,5 млн. рублей.

В Новороссийске:

- капитальный и текущий ремонт, благоустройство территории, материально-техническое обеспечение деятельности школы № 23 имени В.И. Георгиева – 1,1 млн. рублей;

- капитальный и текущий ремонт, благоустройство территории, материально-техническое обеспечение деятельности детского сада № 24 – 2,0 млн. руб.

В поселке Ильский Северского района – строительство тротуара и благоустройство – 2,3 млн. рублей.

В Апшеронском районе:

- материально-техническое обеспечение деятельности «Межпоселенческого центра развития культуры» - 0,5 млн рублей;

- капитальный и текущий ремонт, благоустройство территории, материально-техническое обеспечение деятельности СОШ № 17 – 1,0 млн. рублей;

- материально-техническое обеспечение деятельности Апшеронского историко-краеведческого музея – 0,45 млн. рублей.

В завершение письма, направленного в адрес председателя Закособрания края, коммунисты-депутаты предлагают: при рассмотрении проекта Закона края «О краевом бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» учесть указанные предложения в первом чтении и включить их в таблицу поправок к проекту Закона.