В ближайшие дни в Законодательном Собрании Краснодарского края будет рассмотрен проект закона о краевом бюджете на 2025-2027 годы. Коммунисты-депутаты изучили документ, внесенный главой администрации края, и руководитель фракции КПРФ П.В. Соколенко направил письмо с предложениями в адрес председателя Заксобрания Ю.А. Бурлачко.
Коммунисты-депутаты отмечают, что доходы бюджета в 2025 году предлагается установить в размере 523,5 млрд. рублей, что на 4,5 % больше относительно аналогичного показателя в бюджете 2024 года. Но, по мнению коммунистов, разработчики изначально закладывают заниженные показатели, что не соответствует реальному состоянию экономики края. Показанная динамика роста доходов – в два раза ниже даже официальной годовой инфляции.
Конкретно. По строке «Налоговые и неналоговые доходы» закладывается рост 5,4 процента, хотя в текущем году рост по данной строке запланирован 8,1 процентов по сравнению с 2023 годом.
Далее. В проекте бюджета планируется снижение по 6 статьям доходов, в том числе по статье «Доходы от прибыли хозяйствующих субъектов, принадлежащих администрации Краснодарского края». А всего из 25 видов доходов в проекте бюджета по строке «Налоговые и неналоговые доходы» только 5 видов превышают показатели 2024 года: НДФЛ, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на профессиональный доход, платежи при пользования недрами, штрафы за возмещение ущерба.
Таким образом, по мнению депутатов фракции КПРФ, на 2025 год можно принять следующие показатели по доходной части бюджета: «налоговые и неналоговые доходы» в размере – 453 784 млн. рублей, в том числе: налог на прибыль организаций – 133 177 млн. руб.; налог на доходы физических лиц – 156 800 млн. руб.; налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 50 400 млн. рублей.
Что касается расходов краевого бюджета, то в проекте Закона они должны составить 588,0 млрд. рублей. Это на 4,2 % выше планов текущего года. Очевидно, что этого недостаточно, поскольку показатель инфляции ожидается минимум в два раза больше. Поэтому нужно предусмотреть хотя бы 8-процентное увеличение расходной части бюджета.
Всего на реализацию 28 государственных программ Краснодарского края на 2025 год предусмотрено 501,1 млрд рублей, что почти на 5 процентов ниже 2024 года. При этом уже при первом чтении законопроекта предусмотрено увеличение по четырем ключевым государственным программам:
- Развитие здравоохранения;
- Развитие образования;
- Социальная поддержка граждан;
- Развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Тем не менее, по 22 из 28 госпрограмм допускается снижение объема финансов по сравнению с нынешним годом, в том числе: «Дети Кубани», «Развитие культуры», «Развитие физической культуры и спорта» и так далее.
Далее. Статья 13 Закона в 2024 году и в проекте Закона на 2025 год содержала возможность выделения субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам, оказывающих услуги в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса. Письмом губернатора такую возможность из проекта убирают. «Считаем такой подход неверным, тем более, что с высокой степенью вероятности во втором чтении такие затраты появятся», – говорится в письме депутатов-коммунистов.
Кроме того, убеждены коммунисты, краевой бюджет должен быть социально ориентирован. Статья 18 проекта Закона предлагает установить на 2025 год размер материнского (семейного) капитала в размере 159 939,0 рублей. По сравнению с 2024 годом рост регионального материнского капитала запланирован в размере всего лишь 6 887 рублей или 4,4 %. С учетом демографической ситуации – это крайне незначительное изменение, а с учетом годовой инфляции реальная покупательная стоимость материнского капитала будет существенно снижена, и если к этому фактору прибавить ежегодное удорожание жилья, то в целом такая поддержка молодых семей на территории края не окажет существенного влияния на ситуацию.
То же самое касается размера индексации ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), включая предварительную опеку (попечительство), или переданного на воспитание в приемную семью. Индексация в размере 4 % недостаточна.
Еще один момент. Статья 19 законопроекта увеличивает норматив финансового обеспечения расходов на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек на 2025 год на 4 процента. Для справки: полный комплект учебников, например, для семиклассника от издательства «Просвещение» стоит более 20 тысяч рублей, а за последние три года рост стоимости учебников составил 150 процентов.
Дополнительно фракция КПРФ предложила рассмотреть следующие предложения по расходной части бюджета:
Первое. Предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие образования» по строке «Улучшение материально-технической базы образовательных и прочих организаций на территории Краснодарского края» средства в размере 3,5 млрд рублей (уровень 2024 года).
Второе. Предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» по строке «Обеспечение деятельности министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и подведомственных организаций, оказание грантовой и социальной поддержки субъектам агропромышленного комплекса» денежные средства в размере 2,2 млрд рублей.
Третье. Предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса» по строке «Развитие сетей газоснабжения в муниципальных образованиях Краснодарского края» денежные средства в размере 1,2 млрд рублей.
Четвертое. Предусмотреть в рамках государственной программы «Развитие топливно-энергетического комплекса» по строке «Модернизация объектов теплоснабжения населения, находящихся в муниципальной собственности» денежные средства в размере 500 млн. рублей.
Пятое. Финансирование объектов образования на территории муниципального образования г. Краснодар на общую сумму 151,1 млн. рублей, в том числе:
- устройство спортивной площадки в МБОУ СОШ №89 г. Краснодара - 3 млн рублей;
- ремонт асфальтобетонного покрытия в МАОУ СОШ 33 г. Краснодара - 7,5 млн. рублей;
- капитальный ремонт в МАОУ СОШ №46 г. Краснодара – 13,5 млн. рублей;
- капитальный ремонт в МАОУ СОШ №52 г. Краснодара – 28,9 млн. рублей;
- капитальный ремонт и обустройство многофункциональной спортивной площадки в МАОУ гимназия №69 г. Краснодара – 53,2 млн. рублей;
- капитальный ремонт в МБОУ СОШ №70 г. Краснодара – 40,5 млн. рублей;
- капитальный ремонт в МБОУ лицей № 90 г. Краснодара – 3,5 млн. рублей;
- обустройство прогулочной площадки в Детском саду комбинированного вида №93 г. Краснодара - 1 млн. рублей.
Шестое. Капитальный ремонт в Средней общеобразовательной школе № 6 в Ленинградском районе – 78 млн. рублей.
Седьмое. Текущий ремонт пожарной сигнализации СОШ № 15 имени Героя Советского Союза Виктора Ивановича Гражданкина в Динском районе – 2 млн. рублей.
Исходя из вышеизложенного, коммунисты-депутаты при рассмотрении проекта Закона «О краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» считают необходимым учесть эти предложения фракции КПРФ и включить их в таблицу поправок к законопроекту.