Перед пленарным заседанием Государственной Думы 14 ноября, когда рассматривались во втором чтении законопроекты о федеральном бюджете и о бюджетах Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда пенсионного и социального страхования, состоялся пресс-подход депутатов фракции КПРФ.
В этой встрече с представителями СМИ принял участие первый секретарь Краснодарского краевого Комитета КПРФ Н.И. Осадчий. Обращаясь к журналистам, он сказал:
- Сегодня вторым пунктом повестки заседания Госдумы будет рассмотрен – во втором чтении – бюджет федерального Фонда обязательного медицинского страхования на 2025-2027 годы.
Фракция КПРФ воздержалась при голосовании по данному вопросу при рассмотрении законопроекта в первом чтении. У нас всегда были и есть определенные сомнения по отношению к этому Фонду. Наша позиция обусловлена несколькими мотивами. Прежде всего, мы выступаем за иную модель здравоохранения – за более централизованную систему и за полное госбюджетное финансирование. Такой подход был бы более адекватным нынешним условиям, когда необходима высокая степень сплочения общества и, в частности, большее равенство граждан в доступности медицинской помощи…
Теперь – о самом бюджете. Да, он подрастает в течение трех плановых лет, и этот рост идет примерно с 4 триллионов рублей в текущем году до 5 с лишним триллионов рублей к 27-му году. Но даже при этих цифрах бюджет Фонда, составляющий львиную долю всех государственных расходов на здравоохранение, не обеспечивает, если брать финансирование отрасли из всех бюджетных источников, достижения той суммы, которую определяют эксперты.
В целом финансы здравоохранения в последние годы составляют примерно 3,5, максимум 3,7 – от валового внутреннего продукта. По мировым стандартам, на здравоохранение надо тратить минимум 7-8 процентов от ВВП. То есть, нам нужно удваивать финансирование, и мы считаем, что такие возможности у нашей страны имеются.
К слову, несколько лет назад Президент в своем послании говорил, что на здравоохранение надо тратить не менее 5 процентов от ВВП. Но сейчас нет и этого. Но это вопрос – не к Минздраву, не столько к Минздраву или руководству Фонда ОМС, а к финансово-экономическому блоку Правительства и к партии власти – «Единой России». Почему они не хотят увеличивать бюджет здравоохранения?..
Давайте посмотрим, как предложенный бюджет Фонда помогает решению одной из ключевых и самых острых проблем системы – кадровой? Пока не решены системно вопросы нормальной заработной платы, пока существует большая, в два-три раза, дифференциация заработной платы в зависимости от региона, до тех пор будет продолжаться утечка кадров из отрасли, из государственных учреждений – в частную медицину…
В прошлом году были установлены дополнительно специальные социальные выплаты для медработников, и эти выплаты немного замедлили данную тенденцию для малых городов и сельских территорий. Но проблема остается, особенно – для работников «Скорой помощи», многие из которых оказались в стороне от выплат.
Мы уже много раз поднимали этот вопрос, а сейчас, после первого чтения, внесли следующую поправку к законопроекту: зарезервировать в нормированном страховом запасе Фонда ОМС 174 миллиарда рублей на социальные выплаты, включая работников «Скорой помощи». Полагаем, что этот шаг создал бы для них более основательные гарантии К сожалению, и в Комитете по охране здоровья, и в Комитете по бюджету и налогам наша поправка была отклонена – позицией депутатов «Единой России». Но мы будем бороться за принятие поправки на пленарном заседании. Будем добиваться перемен к лучшему - и в бюджете Фонда, и в целом в финансах на охрану здоровья наших граждан!..
От редакции. Указанная поправка депутатов КПРФ была отклонена парламентским большинством «единороссов» и на самом пленарном заседании 14 ноября. Теперь впереди – третье чтение законопроекта.