Состоялась сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. Одним из пунктов повестки дня было внесение изменений в краевой закон «О бюджете Краснодарского края на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов».
При обсуждении законопроекта выступил коммунист-депутат, второй секретарь крайкома КПРФ П.В. Соколенко. Публикуем текст его выступления.
П.В. Соколенко:
- Мы внимательно изучили представленный документ. В целом понятно, что минфин при его разработке опирался на текущие показатели бюджета этого года. И, тем не менее, не могу не обратить внимание на некоторые моменты.
Доходная часть бюджета. Если взять бюджет, который утверждался в конце 2024 года и сравнить его с показателями нынешнего законопроекта, то есть несколько ключевых цифр, которые, как маркер, сигнализируют о сегодняшнем состоянии экономики.
Так, налог на прибыль организаций планировали 130 млрд. рублей, а сейчас в проекте Закона – 119,5 млрд. рублей (снижение – на 10,5 млрд. рублей, или 8 %).
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, снижается к планировавшимся год назад цифрам на 2,4 млрд. рублей, или на 5 %.
Налог на имущество организаций: падение на 1,9 млрд. рублей, или на 4 %.
Курортный сбор – уменьшение на 5 %.
Подчеркну, что эти цифры – абсолютные, и они дополняются в реальной экономической действительности еще и показателем инфляции, что делает снижение еще более чувствительным для социально-экономического развития края и благополучия наших сограждан.
Понятно, что сегодня есть сложности в экономике, в том числе связанные с высокой инфляцией и ставкой центробанка, но это совершенно не значит, что их нужно просто констатировать. Думается, управленческому блоку администрации края необходимо, в первую очередь, сосредоточиться на интенсификации экономического развития, подумать над снижением административных барьеров для бизнеса, стимулированием роста объемов производства и оказываемых услуг. Сложность макроэкономической обстановки мы просто обязаны компенсировать активизацией собственных усилий.
В связи с этим есть ряд предложений.
Во-первых, нужно четко понимать, по каким причинам снижаются поступления по тому или иному виду налога. Например, в экономике есть четкая взаимосвязь между налогом на прибыль организаций и НДС, если налог на прибыль снижается, то и НДС должен падать. Но это – федеральный налог, и мы его не мониторим. И если выяснится, что, например, НДС, поступающий в федеральный бюджет, растет, а налог на прибыль организаций падает, то есть причины внимательнее позаниматься с администрированием этого налога. Краевой минфин видит основные причины в падении налога на прибыль именно за счет десятка крупных предприятий.
Во-вторых, давайте посмотрим на количество налогоплательщиков – физических лиц. Мы какое-то время назад говорили, что из краевой экономики выпадает порядка 600 тысяч работающих человек, которые нигде не числятся. Но, по данным нашей налоговой службы, НДФЛ в крае в 2024 году заплатило 2 млн. жителей, то есть примерно 800 тысяч трудоспособного населения формально выпали из краевой экономики.
И последнее. Мы недавно обсуждали стратегию развития региона, вопросов у депутатов было очень много, и для края важно эффективно работать в этом направлении, для чего крайне необходима персональная ответственность всех министерств и муниципалитетов, в том числе – и кадровая!..