Состоялась очередная сессия Законодательного Собрания Краснодарского края. В центре внимания депутатов был вопрос о краевом бюджете на 2026-2028 годы.
Позицию депутатов фракции КПРФ выразил ее руководитель Павел Соколенко, второй секретарь крайкома партии. Размещаем текст его выступления.
П.В. Соколенко:
- Наша фракция отмечает, что краевой бюджет 2026 года достаточно напряженный и в целом показывает тенденции социально-экономического развития Краснодарского края.
Мы понимаем, что министерство финансов максимально оптимизировало всю расходную часть бюджета на предстоящий период. Но тем не менее нужно четко понимать, что в принимаемом законе сокращены многие показатели, влияющие на жизнь жителей края и на экономику региона.
Расходы краевого бюджета в 2026 году, по законопроекту, составят 547 млрд. рублей. Это – минус 29 млрд. по сравнению к теми цифрами, которые утверждались на октябрьской сессии текущего года.
Финансирование краевых государственных программ закладывается на 9 процентов ниже 2025 года. В целом уменьшение объемов идет по 23 из 28 госпрограммам.
Многое обсуждалось на заседании профильного Комитета: от финансирования здравоохранения и объектов ЖКХ до объема средств, предусмотренных на региональный материнский капитал. Но все краевые расход упираются в доходную часть.
Здесь необходимо остановиться. На наш взгляд, доходную часть нужно было бы сформировать иначе. Разработчики предлагают установить доход на 2026 год в размере 544 млрд. рублей, что меньше на 34 млрд. рублей, чем плановые показатели бюджета 2025 года.
В структуре налоговых и неналоговых доходов краевого бюджета основная сумма поступлений на 2026 год запланирована по шести основным источникам: налог на прибыль организаций, НДФЛ, акцизы по подакцизным товарам, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог на имущество организаций и транспортный налог.
Проанализировав цифры за последние 5 лет, мы считаем, что вполне обоснованными показателями по доходной части основных источников доходов на 2026 год были бы следующие:
- налог на прибыль организаций – 140,0 млрд. рублей;
- НДФЛ – 178,1 млрд. рублей;
- акцизы по подакцизным товарам – 55,2 млрд. рублей;
- налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения – 50,5 млрд. рублей;
- налог на имущество организаций – 48,8 млрд. рублей;
- транспортный налог – 11,3 млрд. рублей.
Всего лишь по шести основным источникам доходов можно закладывать сумму 483,8 млрд. рублей, что на 28,3 млрд. рублей выше, чем предложено в законопроекте. Такое увеличение, помимо всего прочего, позволило бы нивелировать ожидаемую к концу года инфляцию, которая сохранится и в следующем году.
В целом, если принять наше предложение, доходная часть бюджета на 2026 год могла бы составить 566,4 млрд. рублей.
И еще один момент. Думается, для нас всех важно правильно расставлять акценты и приоритеты в социально-экономическом планировании, ведь бюджет не в простой ситуации, и на этом фоне порядка 10 млрд. в год различных налоговых льгот, возврат остатков субвенций в этом году составит 3 млрд. рублей, отчетные цифры, которые используют для того, чтобы показать рост средней заработной платы не соответствуют реальной картине. Есть и большой пласт работы с целыми отраслями экономики, которые находятся в тени.
В богатом Краснодарском крае не решены вопросы с бедностью. Например, по данным министерства экономики при установленной средней величине прожиточного минимума в 17 024 рубля, 7 процентов жителей края живут на доходы ниже границы бедности, а это 400 тысяч наших граждан.
Исходя из вышеизложенного, в первом чтении фракция КПРФ не поддержит закон о краевом бюджете!..